On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.08 16:18. Заголовок: Понятия "Маркетинг" и "Управление маркетингом"


Каковы логико-семантические отношения между понятиями "Маркетинг" и "Управление маркетингом"?

Итак, начнем с определений Котлера:

1. Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
2. Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.

Отсюда видно, что маркетинг - это процесс, который совершается неопределенным лицом (или группой лиц) для удовлетворения потребностей неопределенного лица (или группы лиц) посредством обмена. То есть если Иван совершает некое действие которое способствует обмену чем-то даже нематериальным между Петром и Василием и в итоге, кто-то из всех троих удовлетворил некую потребность - это маркетинг. Например: Иван сказал Петру, что Василий продает велосипед, Петр его купил - Иван совершил маркетинг. Хотя несколько нестандартно, но под определение попадает. Более простой вариант: Петр просто купил велсипед у Василия - и оба они совершили маркетинг по определению.

Понятие управление маркетингом вводит в заблуждение. Обычно когда говорят управление, имеют ввиду, что некий субъект совершает некий процесс при этом некий объект изменяет свое поведение так, что субъект достигает своих целей с большей вероятностью. При этом: субъект - управляющее, объект - управляемое, процесс - управление.

Если понять управление маркетингом буквально: субъект - маркетолог, объект - маркетинг, процесс - собственно, упрвление маркетингом. То есть маркетолог совершает один процесс "управление маркетингом" над другом процессом "маркетингом". Но тогда кто совершает процесс "маркетинг"? Или же маркетолог совершает оба процесса. Можно также предположить, что "маркетинг" совершает организация в которой работает маркетолог, а меркетолог собственно управляет этим процессом.

Далее становиться интереснее. Процесс "маркетинг" имеет целью удовлетворение потребностей и продавцов и покупателей. Процесс "управление маркетингом" имеет целью собственно цели организации, то есть только потребности продавца. И лишь косвенно потребности покупателя.

Собственно все правильно: первое значение английского marketing - торговля и уже потом какой-то сложный процесс анализа. Процесс "маркетинг" - это просто торговля, обмен ценностями, и субъекты маркетинга продавцы и покупатели, но никак не маркетологи. В английском есть слово marketer, которое одновременно обозначает и продавца и покупателя на базаре. То есть людей делающих "to market" или процесс "marketing".

Все становится на свои места.
1. процесс - маркетинг
- субъект - маркетер (продавец, покупатель)
- объект - собственно нет тут объекта, потому что маркетинг - не есть управление по определению - это просто обмен
- цель - удовлетворение потребностей маркетеров посредством обмена

2. процесс - управление маркетингом
- субъект - маркетолог (часть продавца)
- объект - маркетинг (со стороны продавца)
- цель - удовлетворение потребностей продавца посредством оптимизации обменов с покупателями

Теперь перейдем к определениям Иванова Л.А.:

1. Маркетинг - управление рынком с целью осуществления обмена для удовлетворения потребностей потребителя.
2. Управление маркетингом - анализ, планирование, реализация и контроль исполнения программ, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с целевыми покупателями для достижения целей компании.

Определение процесса "управление маркетингом" по смыслу идентично Котлеровскому. Опустим его анализ.

А вот определение "маркетинг" прямо-таки парадоксально. Если предположить, что маркетинг есть управление рынком, то есть:
- процесс - маркетинг
- субъект - не совсем ясно их определения, похоже что маркетолог
- объект - рынок (потребители)
- цель - удовлетворение потребностей потребителей посредством обмена

Тогда мы имеем: два процесса, которые выполняет маркетолог, то есть сначала он управляет рынком (маретинг), а потом управляет управлением рынком (управление маркетингом).

На мой взгляд в определение вкралась ошибка. Маркетолог занимается маркетологием. А маркетингом занимаются маркетеры.

Что вы думаете, уважаемые?


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]







Info: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.08 16:32. Заголовок: Я думаю, что занимат..


Я думаю, что заниматься сопоставлением формулировок и поиском разницы смысла - дело совершенно бесполезное, особенно с точки зрения практики. Никакой истины это не откроет, никому в работе не поможет.
Тем более, что сколько специалистов, столько и мнений.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.08 16:56. Заголовок: Во-первых, истину не..


Во-первых, истину не открывают, а создают, как говаривал Ницше.
Во-вторых, сопоставление формулировок, это только вершина айсберга. Данные размышления были вызваны не праздным сопоставлением формулировок, а постоением кибернетической модели маркетинговой деятельности и вообще концептуальной модели. Это совершенно необходимо в процессе любой автоматизации. А как было сказано маркетинг, это не просто интуитивная деятельность, а некая деятельность основанная на научных достижениях. Естественно это не поможет среднему маркетологу, который составляет анкеты. А вот если компания IBM решит создать автоматизированную систему управления маркетингом, им совершенно точно понадобится тезаурус с вполне конкретными определениями.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.08 17:00. Заголовок: А вообще забавно ког..


А вообще забавно когда самые главные термины науки не имеют точного определения. Это все равно что некто Кантор придумал теорию множеств, но забыл дать определение понятию "множество". И мотивировал это для потомков: мол, для применения теории множеств определение множества не особо полезно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Info: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.08 21:56. Заголовок: Инна, уважаю. Редко ..


Инна, уважаю.
Редко кто подходит со строгостью к определениям вообще и к определениям в маркетинге в частности. Считают ненужным.
На самом деле большинство практиков и не сталкиваются в жизни с проблемами, которые могут возникнуть из-за неопределённости понятий.
Увы, маркетинг -- не наука. По Вашему же определению. Это "вид деятельности".
Предметно: если определено понятие "Маркетинг", то давать определение понятию "Управление маркетингом" смысла не имеет, так как давно уже определено понятие "управление"... Но это для нас, технарей, знакомых с понятиями аксиоматическая теория, теория множеств, родовое определение, предметная область и т.д.
А для всех остальных -- вот вам 2 определения, вообще на разных понятийных аппаратах построенные. Из них видно, кстати, что маркетинг в одном понимается не так, как маркетинг во-втором. И никто не заморачивается, не нужно.
А нужно будет, действительно, если начнёшь проектировать какую-нибудь систему поддержки принятия решений... И начнёшь создавать свою "теорию маркетинга"...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Info: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 08:33. Заголовок: Михаил Белов пишет: ..


Михаил Белов пишет:

 цитата:
И начнёшь создавать свою "теорию маркетинга"...


Миша, свою теорию приходится создавать постоянно, ежедневно, под каждый проект и каждого клиента, т.к. нет двух задач, которые бы решались средствами маркетинга одинаково.
А попробуйте написать точное и понятное клиенту описание "позиционирования", "емкости рынка", "портрета потребителя", "конкурентного преимущества", "маркетингового исследования"... Для того, чтобы составить одно точное предложение, уходят часы, иногда дни, перелопачивание огромного массива информации.
Я только что закончила описывать маркетинговые услуги компании, в которую пришла работать. На описание (услуга - понятное определение - кому - зачем- что - результат) по 12 услугам ушло полтора месяца работы.
Но это никак не поможет мне в работе, это все только для того, чтобы человек, далекий от маркетинга, понял, что это такое и зачем оно ему нужно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Info: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.08 08:21. Заголовок: Табакова Инна гр.13 ..


Табакова Инна гр.13 пишет:

 цитата:
ще как сталкиваются, просто они об этом не знают. Во-первых, большинство споров вызвано неопределенностью понятий, а из споров возникают конфликты. Не однократно выдела как люди говорят об одном разными словами и не могут прийти к компромиссу. Во-вторых, если нет четкого понятийного аппарата в голове, уходит куча времени на различные понимания, объяснения, устранение противоречий, затрудняется абстагирование.


Подпишусь под каждым словом. Но им (кто спорит о неопределённом) это не мешает. Они так самовыражаются. Парателики.
И они искренне против такого занудства, как определение понятий. Это очень мешает разговору. Демагогия перестаёт проходить, приходится думать и отвечать за свои слова. Оно им надо?

Анастасия Ушакова пишет:

 цитата:
Миша, свою теорию приходится создавать постоянно, ежедневно, под каждый проект и каждого клиента, т.к. нет двух задач, которые бы решались средствами маркетинга одинаково.


Настя, не теорию. Всего лишь разрабатывать (выбирать) свой инструмент для каждого случая.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Info: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 08:36. Заголовок: Михаил Белов пишет: ..


Михаил Белов пишет:

 цитата:
Но это для нас, технарей, знакомых с понятиями аксиоматическая теория, теория множеств, родовое определение, предметная область и т.д.


Миша, это ты сейчас с кем разговаривал? :-))))
А если серьезно, то поддерживаю и одобряю... еще добавлю, что если бы побольше народу понимало, что такое КОРРЕКТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (и постановка задачи), то и проблем в жизни вообще было бы меньше :-)))

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 12:14. Заголовок: Михаил Белов пишет: ..


Михаил Белов пишет:

 цитата:
Редко кто подходит со строгостью к определениям вообще и к определениям в маркетинге в частности. Считают ненужным.
На самом деле большинство практиков и не сталкиваются в жизни с проблемами, которые могут возникнуть из-за неопределённости понятий.


Еще как сталкиваются, просто они об этом не знают. Во-первых, большинство споров вызвано неопределенностью понятий, а из споров возникают конфликты. Не однократно выдела как люди говорят об одном разными словами и не могут прийти к компромиссу. Во-вторых, если нет четкого понятийного аппарата в голове, уходит куча времени на различные понимания, объяснения, устранение противоречий, затрудняется абстагирование.

В итоге возникает ощущение что "свою теорию приходится создавать постоянно, ежедневно, под каждый проект" и что "нет двух задач, которые бы решались средствами маркетинга одинаково". Хотя очевидно, что теория маркетинга и средства маркетинга одни, так же как теория экономики, или теория литературы, а отличаются только приложения этой теории.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Info: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.08 08:37. Заголовок: и вообще... технаря ..


и вообще... технаря и гуманитария видно издалека :-)))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Info: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.08 12:05. Заголовок: Господа, это утопия...


Господа, это утопия.
Никогда не будет однозначного определения понятия "маркетинг" или"управление маркетингом".
Да, и надо ли?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Info: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.08 09:44. Заголовок: Это я к чему: если м..


Это я к чему: если мы хотим нормально развивать нашу область деятельности, то нужно работать и практикам, и теоретикам, причём активно взаимодействуя. В идеале, как и везде -- практики должны создавать (развивать) теорию.

Iriny пишет:

 цитата:
Никогда не будет однозначного определения понятия "маркетинг"


Существуют куча однозначных определений того и другого. Среди них есть и непротиворечивые и математически точные.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Info: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.08 09:35. Заголовок: "... одна из осн..


"... одна из основных бед российского менеджмента и маркетинга как научных дисциплин – дефицит эмпирических данных. Не отлажены и механизмы обмена ими между практиками и исследователями.С наукой, в которой нет нормального оборота эмпирических данных, происходит тоже, что с организмом, в котором нет нормального кровообращения - загнивание. Вместо анализа эмпирических данных и постепенного восхождения от эмпирики к теории наблюдается бесконечная игра в дефиниции, имитирующая науку и маскирующая ее топтание на месте."
М.А.Клупт, д.э.н., декан факультета РИТММ, профессор кафедры статистики и эконометрики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.08 12:32. Заголовок: Это смотря о каких э..


Это смотря о каких эмпирических данных идет речь? Одно дело понять как йорурт на полку поставить, а совсем другое понять предмет науки. Вряд ли от эмпиризма прояснится, что же такое маркетинг. Такие вещи возникают в результате обобщения. И я думаю уже достаточно маркетологов, чтобы обобщить их деятельность в понятии "маркетинг" или "упраление маркетингом".

Естественно, понятия имеют свойства развиваться. В появлением новых эмпирических данных некоторые признаки будут включатся или исключаться из понятия. Но никто не машает нам выделить те признаки которые присущи понятию на данном этапе развития, чтобы собственно понять, где этом этап. Да и как вы собираетесь проводить это развитие, если не ясно о чем вообще идет речь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.08 12:02. Заголовок: А вот вам здрасте!


Маркетинг и управление маркетингом - очень интересная тема. Например, касается всех, кто в одиночку вершит маркетинг на фирме.
Если вернутся к самому первому высказыванию Инны,
то можно заметить, что в процессе обмена участвуют 2 лица. Котлер: "Все потенциальные потребители с определенными нуждами и потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене (трансакции), образуют рынок". Это и продавец и покупатель(деньги-товар).
И ни один из них не маркетолог.
А где место маркетолога в процессе обмена? - Он управляет (влиляет на) рынком, т.е. процессом обмена. (Но может быть одновременно продавцом-покупателем).
Управление маркетингом - это функция директора по маркетигу. Он управлят маркетологами, которые управляют рынком.
Конечно, директор по маркетингу являтся и маркетологом. Он просто "главный маркетолог", особенно, если на фирме он один.
Получается управление управлением.
Аналогично - управляющий на стройке управляет мастерами, которые управляют строителями. Опытный мастер тоже может работать управляющим.
Вот что я думаю.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.08 13:14. Заголовок: Если на фирме 4 человека


Получается, если на фирме 4 человека, и один из них занимается маркетингом (рекламой, продвижением и т.д.), то он и маркетолог и управляющий маркетингом.
То есть он и делает маркетинг и им управляет.
Так как фирма должна становится более клиенто-ориентированной, то человек занимающийся маркетингом - главный человек в компании.
Отсюда вывод это должен быть "профи". Иначе будет трудно...
Все просто.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия